Важные советы по созданию хорошей ландшафтной фотографии

Отличная статья по основам ландшафтной фотографии от Криса Вильямса, мастера в этом жанре. Ценность статьи в том, что в ней сделаны акценты на первостепенных аспектах, которые дают возможность развить своё видение и подход.

 .

В этой статье сделана попытка изложить некоторые из ключевых элементов, которые я беру во внимание, создавая композицию фотографии в полевых условиях. Иногда процесс создания композиции может быть сложным, и я надеюсь, что некоторые из этих советов помогут вам создать базис для тренировки глаза при создании композиции в ландшафтной фотографии.

.

Визуализация композиции. Следи за мячом, почувствуй себя мячом.

.

Тренировка глаза для создания композиции в ландшафтной фотографии требует немало времени и практики в полевых условиях. В конце концов практика, настойчивость и старательность окупятся и со временем, смотря в видоискатель, вы начнёте чувствовать себя всё более комфортно.

С опытом я понял одну важную вещь – вы обязательно должны предварительно представить ваш снимок. Этот процесс начинается с четырёх ключевых элементов – направления света, композиционного центра, переднего плана и направляющей (направляющих).

Композиционный центр зачастую является первым объектом, притягивающим взгляд. Им может быть водопад, гора или просто группа деревьев. Если этот объект притягивает взгляд, то вполне вероятно, он сможет стать хорошим композиционным центром, вокруг которого можно построить композицию. Следующим шагом является поиск направляющей, которая направит взгляд сквозь кадр к композиционному центру.

Направляющая может быть образной. Нею может быть группа скал, река, несколько интересных деревьев или других растений, цветы, следы. Выбор удачной направляющей может очень сильно изменить ваш снимок. Однако важно помнить, что при определённом направлении света направляющая может не сработать.

 

Пусть свет направляет взгляд к композиционному центру снимка.

 

Для создания интересной композиции все элементы должны работать совместно. Пусть свет направляет взгляд к композиционному центру снимка. Свет и тени играют огромную роль в том, как взгляд движется по сюжету, и при правильном использовании они могут существенно придать вашему снимку глубину и притягательность.

На успех снимка существенно влияет выбор переднего плана. Я всегда стараюсь найти такой передний план, который содержит цвета, дополнительные к остальным элементам кадра (например, небу или горам). Также, как правило, я стараюсь найти элементы, придающие снимку в целом глубину и притягательность, но не ошеломляющие зрителя. Это некий поиск баланса между динамичностью и визуальной приятностью снимка. Кроме того, я стараюсь найти передний план такого цвета, который поможет «объединить» весь снимок. Если цвета хорошо сочетаются, то они могут существенно помочь в создании цельного и эстетически приятного снимка.

Недавно Тед Гор опубликовал отличную статью о теории цвета, которая прекрасно дополняет данную статью (от М.П. – адрес статьи http://www.tedgorecreative.com/blog/2016/2/8/imc0w2lc0ie6b1jtixfht4jgqyjvnu , статья на английском, но имеет много иллюстраций, визуально делающих понятными её основные положения). Использование групп цветов, гармонично сочетающихся и красиво перетекающих друг в друга, помогает объединить уже созданную композицию и придать новый аспект интереса к фотографии.

.

Текстуры и слои

.

Текстуры не часто обсуждаются при рассмотрении композиции, но я считаю, что они крайне важны для усиления сюжета. Хорошим примером элемента композиции, который может быть использован для добавления в неё различных текстур, является вода.

Съёмка воды с более короткой выдержкой может сильно добавить кадру ощущения движения. Поиск баланса в том, как выглядит текстура, может быть сложным, но очень результативным. Лично я предпочитаю включать в композицию элементы, дающие различные, но хорошо сочетающиеся текстуры. Например, если вы фотографируете ряд горных зубцов и облака над ними, но чувствуете, что сцена недостаточно притягательна, попробуйте передать движение с помощью длительной выдержки, создав на снимке мягкое размытое небо, контрастирующее с отвесными скалами и льдом.

Растительность (папоротники, цветы или деревья) может создать хороший контраст с такими текстурами, как гладкий камень, песок, туман или снег. Причиной успеха снимков с деревьями в тумане является не только игра контраста, но и текстур. Чёткие геометрические формы деревьев, выступающие сквозь гладкие облака или туман, придают снимку огромную дополнительную притягательность.

.

Обращайте внимание на текстуры!

.

Текстуры также могут оказаться полезными при создании на фотографии направляющих. Они могут придать глубину, создать обрамление и, в конечном счёте, объединить уже и так сильную композицию. Обращайте внимание на текстуры, находящиеся в непосредственной близости к выбранному композиционному центру, и ищите способы включить их в кадр для придания ему баланса и притягательности.

Разделение фотографии на слои всегда было очень популярным в ландшафтной фотографии. При этом снимок компонуется таким образом, что его можно разделить на слои, которые придают притягательность и глубину фотографии. Глубину и притягательность могут придать даже облака и туман.

На приведённом выше снимке округлые холмы и облака на фоне помогают создать обрамление для зазубренных горных вершин и придают всему снимку ощущение глубины.

.

Говорят — используй широкий угол или брось свою затею?

.

Съёмка ландшафтов при помощи телеобъектива (с фокусным расстоянием 70-400 мм в зависимости от сюжета) может оказаться непростой задачей, но результат того стоит.

Снимая кадры, подобные приведённому выше, в первую очередь я ищу пути создания глубины снимка с помощью слоёв, кадрирования и света. И если композиционный центр или объект кажется интересным, но ему не хватает интересного переднего плана или при использовании широкоугольной оптики он оказывается на снимке чересчур мелким, то можно изменить подход и перейти к большим фокусным расстояниям.

.

Увеличение объекта съёмки может кардинально изменить восприятие сюжета.

.

Увеличение объекта съёмки может кардинально изменить восприятие сюжета, взаимодействие света и контраста, глубину снимка, да и вообще ощущения от его просмотра в целом. Также съёмка на больших фокусных расстояниях может превратить хорошо известный сюжет в нечто практически неузнаваемое даже для того, кто часто наблюдает этот сюжет.

Находясь на съёмке, я часто прикрепляю на штатив камеру с телеобъективом и изучаю окружающие сюжеты, смотря в видоискатель. Если при этом что-то притягивает взгляд или к чему-то хочется вернуться – тут стоит сделать снимок. Не бойтесь экспериментировать, пробуйте все фокусные расстояния, которые есть в вашем распоряжении.

Увеличивайте и уменьшайте объект, ищите наилучший вариант. Сделайте несколько снимков объекта с использованием разного фокусного расстояния – и в процессе обработки снимков может оказаться, что один из вариантов выглядит значительно лучше других.

.

Перегрузка информацией

.

Я считаю, что одной из наибольших проблем для ландшафтного фотографа в полевых условиях является перегрузка информацией. Думаю, что на каком-то этапе это случалось с каждым. Это момент, когда вы оказываетесь в точке, на изучение которой у вас не было времени, свет играет на небе и вы крайне восхищены. Вы чувствуете, что необходимо очень быстро найти интересную композицию, но с чего же начать? Правда, в такой ситуации не просто сосредоточиться?

Прежде всего – вдохните и выдохните. Глубоко вдохните и прочувствуйте сюжет. Откуда падает свет? На каком композиционном центре фокусируется ваш взгляд?

Разложите сюжет на составляющие и опять воссоедините его. Идёт ли от него позитив? Являются ли его части элементами единого целого? Не зацикливайтесь на поиске «правильной» композиции, ищите альтернативы. Снимите камеру со штатива и посмотрите в видоискатель или на экран. Походите вокруг и изучите свои ощущения от разных вариантов открывающегося сюжета.

Когда я пытаюсь решить, как соединить элементы композиции, я ищу глубину, слои, кривые и притягивающие внимание точки, которые направляют мой взгляд через кадр. Не забывайте, что в фотографии, как и в искусстве в целом, жёстких правил не существует. Установление рамок для своего стиля и видения лишь будет препятствовать развитию вашей личности как фотографа и творческого человека.

.

Несколько мыслей о композиции в заключение

.

В конце концов, вы творческий человек и фотограф. Ищите вдохновение в работах других авторов, но также развивайте собственный стиль и взгляд в композиции. Возможность повторить чьи-то работы конечно обольщает, но не тормозит ли это собственный творческий процесс? Нас постоянно засыпают «источниками вдохновения». Изучайте снимки, которые вы видите, но не ограничивайте себя их рамками. Ищите свой собственный подход в композиции – и у вас всё получится!

.

Оригинал статьи (на английском, с великолепными иллюстрациями) — https://www.dpreview.com/techniques/4905317604/top-tips-for-composing-great-landscapes

Перевод – Майк Подорожник https://500px.com/mayk77